Книги по датам, темам:
На главную
Избранные стихи
Предисловие
Книга 2007-2009.
Книга 2005-2006.
Книга 2003-2004
Книга 2002-2003
Книга 2000-2002
Книга 1996-1999
Книга 1980-1985
Книга 1965- 1979
Книга Ю.М.
Книга А.Ю.
Книга Г,М,
Книга З,В,
|
|
ПРЕДИСЛОВИЕ
Народное творчество - что это такое? При этих словах представляется непременно что-то очень древнее : какая-нибудь старушка из далекой русской глубинки поет старинные песни, а их слушают и записывают выпускники какого-нибудь художественного института. А для меня народное творчество - это творчество непрофессионалов, моих современников. Благо судьба часто сводила меня с талантливыми поэтами, музыкантами, певцами, бардами. Вокруг так много пели, что иногда казалось, что живешь как в опере, где все поют.
ХХ век - мы все его дети, выросшие во времена официальной государственной монополии на все, в том числе и на культуру. Были союзы художников, были союзы композиторов, были союзы писателей, были институты, где их учили , как надо писать, что надо писать, о чем надо писать и пр. И не смотря на это, ярко вспыхивают звездочки тех, кто творил не по правилам, не по науке, кого не принимали ни в один союз, кто творил сердцем. Параллельно с официальным государственным искусством существовал целый пласт культуры, где самые разные люди пели , писали, творили. Самые выдающиеся пробили броню, заслон из профессионалов, их знают все - это Булат Окуджава, Владимир Высоцкий, Николай Рубцов.
Целое поколение прожило жизнь под их песни. К этому классу следует отнести и бардов туристских песен - их гораздо больше, и не все стали столь широко известны публике, но среди туристов их знали все. Сейчас издается много сборников туристских песен. Это хорошее дело, нужное. Это история жизни целого поколения в стихах. Благо с издательством стихов и песен сейчас стало проще. Технический прогресс решил и эту задачу. Появились персональные компьютеры., Они за короткий срок вошли почти в каждый дом, и предоставили каждому такие возможности для творчества, о которых раньше и не мечталось. Созданы они были “ технарями “ и для “технарей”, а основными пользователями их теперь стали люди творческих профессий: писатели, поэты, музыканты, художники. Это, несомненно приведет к огромному всплеску творческой активности, главное, чтобы официоз не давил.
Поэтическое слово - это особое слово. Не всякий может излагать свои мысли и чувства в стихах, да и те, кто это может делать, тоже не всегда могут говорить стихами, нужен особый настрой души.
В чем же сила поэтического слова? Поэтическое слово легко запоминаемо, благодаря рифме и ритму. Оно может быть переложено на музыку и пропето, благодаря музыкальному ритму, заложенному в нем.
И еще одна удивительная особенность поэтического слова - лаконичность. В маленьком стихотворении иногда можно изложить целый трактат. Проза - она всегда многословна. А стихотворение - предельно сжато, в него нельзя вставить ни одного лишнего слова, нельзя убрать ни одного слова , нельзя даже поменять слова местами. Не зря древние философы свои трактаты писали в стихах. Зачем? А так они лучше запоминались,. Ведь грамотных людей тогда было не так много, не было ни радио, ни телевидения, ни газет Стих запоминается легко, а попробуй запомни прозу.
Поэтов раньше называли певцами, и они свои стихи пели. А ведь песня запоминается еще легче, чем стих. К тому же музыка позволяет точнее передать чувства, настроение.
Предлагаемый сборник стихов написан не профессиональным поэтом, тем более он ценен, обо непрофессионалу писать труднее , чем профессионалу, ибо писать он может только с помощью муз, а без них он и строчки не напишет. Стихи писались в течение более чем 40 лет с 1968 по 2009 годы. Это история жизни целого поколения, история развития души, история женского сердца в стихах. В них отражена жизнь женщины нашей современницы, первая любовь, размышления о женском счастье, о женской доле, о семье и детях, здесь и счастливая любовь и несчастная, и ревность и верность, это и судьба России, и судьба наших детей, и судьба “маленького “ человека в эпоху больших перемен
Это удивительные стихи, это не стихи, а маленькие трактаты. В них есть математическая четкость, строгость определений, есть постановка проблемы и ее решение.
Возьмем такое простое стихотворение “О времена, о нравы”. О чем оно? - Да это же теория кармы , но в какой лаконичной форме, и с оттенком иронии. А стихотворение “Доброе слово”? - Это же крик души “маленького” человека, которого прямо таки втоптали в грязь и ноги о него вытирают, забыв, что это же человек, (созданный , между прочим , по образцу и подобию божьему), и что все в мире делают в конечном счете не боги, а вот эти “маленькие” человеки, мы с вами.
Тревога за будущее детей звучит в стихотворении “Я хочу быть хорошим”. И жизнь, которая делает человека плохим - плохая жизнь, неправедная.
А в стихотворении “Жена” с долей иронии и женского кокетства в то же время вполне серьезно перечисляются те требования, которые предъявляют женщины к своим мужьям, и чего им не хватает так часто в них, это вечная проблема женского счастья, счастья на двоих..
Стихотворение “Вам не справиться с Россией” полно веры в победу добра над злом.
Настоящим гражданским пафосом отличается стихотворение “Нет войне”. Эта тема теперь старательно обходится всеми официально пишущими, будто кто-то вето на нее наложил. А войны не кончаются, одна следует за другой. Кому- то мешает мир, кому -то очень нужна война. Кому-то может и нужна, но только не тем, кого называют “простыми людьми”. Проблема войны и мира - вечная тема, сколько существует человечество, столько оно и воюет, но столько же времени лучшие умы человечества думают, а зачем оно воюет, и чтобы устроить жизнь так, бы не было войн !
Однажды, маленькая девочка подошла к своей маме, заплакала и сказала: “Мамочка, мамочка, мы скоро все погибнем”. Мать стала выяснять, откуда у пятилетней девочки такие мысли, и поняла, что дети в детском саду говорили об атомной войне. Чтобы успокоить дочь, мама сказала ей: “Доченька, не плачь, войны никогда не будет, потому, что все люди на Земле борются за мир”. Девочка сразу перестала плакать, стала серьезной и спросила маму” - “А как надо бороться за мир?” Мать не знала, что ответить своей такой маленькой дочери и сказала: “ Доченька, когда ты вырастешь, я научу тебя, как надо бороться за мир”. С тех пор прошло много лет. Девочка стала взрослой. И уже своих ровесников мальчиков провожают в армию и на проводах поют песню: “ А я там, где война, а ты там, где весна”.
И тут ее мама вспомнила, что она обещала своей маленькой дочери и написала стихотворение “ Нет войне !”. В нем она не только ответила на вопрос, как надо бороться за мир, но и ответила на вечный вопрос человечества, как избежать войн. Оказывается все просто. Ведь не народы же начинают войны! Войны начинают правители! Надо запретить им, правителям, начинать войны. Запретить по всем правилам, цивилизованным порядком”. Внести в конституцию закон, запрещающий кому бы то ни было - любому должностному лицу гражданскому либо военному, а так же любому государственному или общественному органу объявлять войну ни внутри своей страны, ни вне ее. А для армии остается только оборонная инициатива, оборонная стратегия. Принять такой закон, значит объявить войну вне закона Государство, первое принявшее такой закон в своей конституции заявит о своем миролюбии и о своей мирной позиции, и вынудит других последовать ее примеру, чтобы не выглядеть в глазах мировой общественности потенциальным агрессором.
По крайней мере это тема, тема для раздумий, для специалистов, для политологов, для юристов-международников, алгоритм решения проблемы дан, и изложен в стихотворной форме предельно четко , кратко и ясно.
А теперь, после такого предисловия, приглашаю всех читателей в мир таких простых и не простых стихов.
А для скептиков и критиков специальное приглашение:
-Ну и что и того, что кто-то стихи написал.
Ну и что из того, что кто-то что-то придумал
Ну а я никогда ничего не писал,
Ну а я никогда ни о чем не думал.
И теперь я спокойно живу,
А ты со стихами как с писаной торбой.
- Нет, дружок, ты не прав,
Ты возьми и прочти.
Может что-то поймешь,
Может думать начнешь.
Может станешь писать стихи.
ЭПИГРАФЫ
В качестве эпиграфов я использую отрывки из поэтических произведений, наиболее запавших мне в душу.
«И долго буду тем любезен я народу,
Что чувства добрые я лирой пробуждал».
А.С.Пушкин
“ПРОГУЛКИ ПО ВОДЕ”
( Современная песня )
"С причала рыбачил апостол Андрей,
Спаситель ходил по воде.
И Андрей доставал из воды пескарей,
А Спаситель погибших людей.
И Андрей закричал:
Я покину причал,
Если ты мне откроешь секрет,
Но Спаситель сказал:
Спокойно, Андрей,
Никакого секрета здесь нет.
Видишь, там на горе, возвышается крест,
Под ним десяток солдат. Повиси-ка на нем,
А когда надоест, возвращайся назад,
Гулять по воде, гулять по воде,
Гулять по воде со мной."
ПЫТКА
"Уж двадцать лет, как в грудь мою вложили
- ее рассек кинжал -
Огромный стих, встающий словно в море
девятый вал !
Я покорилась, но его величье меня лишает сна,
Устами жалкими, что лгали прежде,
я петь должна?
Слова людей и немощны, и смертны,
нет жара в них,
Как в языках его огня и в искрах его живых.
Кормясь моею кровью, как ребенок,
он всю меня связал,
Но ни один ребенок столько крови
у женщины не взял.
Ужасный дар! От этой пытки впору
всю ночь кричать!
О, пощади, вонзивший стих мне в сердце,
позволь молчать!"
Габриель Мистраль - чилийская поэтесса.
Стихи Габриелы Мистраль произвели на меня очень сильное впечатление с первого знакомства с ними. Так как ее стихи редко кто знает, то я помещу несколько ее стихов на моем сайте.
|
|
Оглавление книги
Избранные
|
|